Навигация по сайту
Популярные новости
Законодательство
Уголок руководителя
Заведующий Карпинская Полина Николаевна
Заведующий Карпинская Полина Николаевна
callТелефон 8(4832)32-08-43
printФакс 8(4832)32-08-44
mailE-mail 89206066848@mail.ru
languageСайт stars-130.ru
МБДОУ детский сад №130 "Деснянские звёздочки" Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №130 "Деснянские звёздочки" г. Брянска
. Первые шаги в мир шахмат

Первые шаги в мир шахмат

          В наши дни шахматы стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей. Предлагаем вашему вниманию полезную информацию про шахматы. В этой рубрике  вы узнаете: «Что такое шахматы»? «Когда лучше начать заниматься с детьми шахматами»?  «Чем  полезны  занятия шахматами  для  ребёнка»?  «Правила  игры  в  шахматы»  и  многое другое.

          Шахматы — старинная и очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического  мышления.  Это  отличная  возможность  расширения  кругозора  ребенка, прекрасное  средство  внесения  разнообразия  в  его  досуг,  ускорения  развития  малыша.

          Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме. Игра будет развивать  мышление,  научит  ребенка  обобщать  и  сравнивать,  делать  выводы.  Обучение  игре  в шахматы дает  формирование  таких  нужных  качеств,  как  усидчивость,  внимательность  и организованность.

 Когда же лучше начать заниматься с ребенком? 

          Различные школы раннего развития предлагают обучение с 2-3 лет, но в этом случае  шахматы  используются  не  по  назначению  –  те  же  задания  с  равным  успехом  можно  выполнить  и  с  любыми  другими  фигурками.  Осознанно  дети  начинают  воспринимать шахматы примерно с 4 лет, многие чемпионы начинали играть  именно в этом возрасте.

Чем полезны занятия шахматами для ребенка?

         1.Шахматы развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают  усидчивость,  внимательность,  целеустремленность.  Ребенок  учится  делать логические выводы – мыслить самостоятельно.

         2.   Шахматы  развивают  в  ребенке  способность  принимать  решения  в  условиях  неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности (что для гиперактивных  ребят выполняет еще и коррекционную функцию).

          3.   Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины  неудач,  делать  выводы  и  применять  их  в  будущем.  Помимо  интеллекта,  развивается изобретательность  и  творческие  способности,  этому  особенно  способствует  решение комбинаций, задач и, конечно же, «музыки шахмат» — этюдов.

          4.   Шахматы учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу,  а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (действовать в уме). Этот навык  является  ключевым  для  развития  мышления  в  целом,  и  именно  при  помощи  интеллектуальных игр, и в частности шахмат, его проще всего выработать.

Игра в шахматы очень полезна для детей

          Почти все великие гроссмейстеры начинали играть в шахматы в очень юном возрасте, в   4-6 лет. Но родители в первую очередь должны осознавать, что ранний старт благотворно влияет на подготовку к школе, позволяет ребенку развиваться гармонично и тренировать умственные и творческие способности.

Функции шахмат в развитии детей

В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций.

          •    Познавательная.  Играя  в  шахматы,  ваш  ребенок  научится  мыслить,  логически рассуждать,  просчитывать  свои  действия,  предвидеть  реакцию  соперника,  сравнивать. Малыш  узнает  много  нового  и  интересного.  Кроме  того,  игра  способствует  развитию фантазии и творческих способностей.

          •     Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться  на  уроках.  Шахматы  же  вырабатывают  выдержку,  собранность,  внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.

          •     Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физподготовке.

Как начать обучение шахматам

          Оптимальный возраст для первого знакомства малыша с шахматами  -  четыре года. Основная форма - игровая. Ни в коем случае не ставьте своей целью вырастить «нового  Крамника». Не принуждайте ребенка заниматься - рискуете «перекормить» его шахматами. Потрудитесь лучше над тем, чтоб заинтересовать малыша. Отдавать его сразу в шахматный клуб не стоит, потому что неизвестно, как поведет себя ребенок в новой обстановке с чужими людьми. А так как на начальном этапе главное - привить интерес к игре и рассказать основы,   то в этом  могут помочь родители.

Первые шаги в «Мир шахмат»

          Первые «занятия» должны быть яркими, веселыми, запоминающимся. Ребенок прежде всего ждет от него праздника и удивительных историй с приключениями. Для начала расскажите ребенку сказку про «короля и свиту», покажите ему красочные книжки с фигурами на картинках, инсценируйте сценку, используя любимые игрушки ребенка. Мальчикам,   обожающим игры в  «войнушку»,  можно  сказать,  что  доска  -  это  Поле битвы, а фигуры олицетворяют разного рода войска.

            Не  рассчитывайте  сразу  же  играть  целые  партии  с  5-летним  ребенком.  В  течение первого  года  он  должен  усвоить  только,  как  ходит  та  или  иная  фигура.  Придумайте  нетрудные задачки, цель которых - научить ребенка анализировать и понимать, куда в той или иной ситуации может пойти пешка, конь или ферзь. Первые уроки должны длиться не более 20 минут. Не забывайте и о физкультминутке. Ребенку необходимо отвлекаться и разминаться. Заканчивать надо до того, как ему станет скучно.

Детские шахматные турниры

          Чтобы        заинтересовать           ребенка,        родители         часто   подыгрывают            ему.    Не   переусердствуйте!  Будет  только  хуже.  Ребенок  может  привыкнуть  к  легким  победам  и остановиться в своем развитии. Тогда есть большая вероятность, что первое же поражение больно ударит по неокрепшей психике малыша и навсегда погубит его интерес к шахматам. Объясните   ребенку,  что  это  всего  лишь  игра  и  нельзя  воспринимать  поражение  как трагедию. 

          Обучение ребенка шахматам  с  раннего  возраста  является  отличной  умственной  гимнастикой  и  залогом  хорошего школьного обучения. Поэтому чаще всего шахматы – это важная составляющая гармоничного развития, одна из ступенек жизненного успеха. Шахматы для детей, страдающих от гиперактивности, слишком часто испытывающих состояние перевозбуждения, являются и коррекционным моментом. Такие дети во время игры       в     шахматы   успокаиваются,                   становятся        более       уравновешенными,              учатся сосредоточенности на одном виде деятельности. Глубоким заблуждением является то, что шахматы – это   тихая  игра.  Ребенку  трудно  скрывать  свои  эмоции,  он  должен  рассуждать вслух. Такая форма усваивания информации наиболее эффективна. Дети не просто играют в шахматы,  изучая  различные  комбинации  в  игровой  форме.  Они  проговаривают  ходы,  рассуждают, делятся своими впечатлениями.

         На начальном этапе занятий с ребенком шахматами должны помогать и его родители, ведь только  его  мама  и  папа  знают  возможности  и  склонности  своего  дошкольника.  И  такие занятия  –  осторожно  дозируемые  и  бережно  направляемые  –  при  увлечении  малыша шахматами, могут принести только пользу. Обучение ребенка шахматам можно проводить самостоятельно, даже не имея навыков игры.

         Отметим,  что  знакомить  ребенка  с  правилами  шахмат  необходимо  в  форме  игры (имеются в виду игры, уже знакомые малышу), и даже больше – превратить в игру весь процесс обучения.

Правила игры в шахматы

         Игра в шахматы зародилась в Индии около 1500 лет назад, поэтому шахматные фигуры представляли индийскую армию. В Европе эта игра появилась в средние века, и тогда же фигуры изменили свой вид и название сохранившиеся и поныне.

         В  шахматы  играют  на  специальной  доске  два  соперника,  у  каждого  по  16  фигур, расставленных, как показано на рисунке. Игроки ходят поочередно, белые делают первый ход. Фигуры перемещают по особым схемам (описанным ниже).

Перемещение фигур:

         Пешка  может за один ход продвинуться на одну клетку прямо вперед, а при первом ходе на две клетки. Пешка «бьет» чужую фигуру на клетке впереди и впереди по диагонали.  Добравшуюся  до  противоположного  края  доски  пешку  можно  обменять  на  любую пленную фигуру, даже королеву.

        Ферзь – самая сильная фигура в игре. Передвигается на любое количество клеток в любом направлении.

         Король (в древней игре тоже король) передвигается в любом направлении на одну клетку. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим.

         Слон  может передвинуться на любое количество клеток по диагонали.

         Конь может продвинуться на две клетки вперед или назад, а затем на одну

      клетку влево или вправо. Он может перепрыгивать через другие фигуры.

         Ладья  может за ход продвинуться на любое количество клеток вперед или назад, вправо или влево.

         Цель игры – взять в плен чужого короля. Вражескую фигуру можно «съесть», если поставить свою фигуру на ее место. Поверженные фигуры убирают с доски. Когда чей-либо король находится на клетке, где при следующем ходе ему грозит «плен»,  то  ему  объявляют  «шах»  и  он  обязан  отойти  на  безопасную  клетку.  Если таковой  не  находится,  то  королю  объявляют  еще  и  «мат».  На  этом  игра  заканчивается поражением той стороны, которая потеряла короля.

          «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом» (А. Франс). Вводя  детей  в  удивительный  мир  шахмат,  широко используют  шахматные  сказки,  ребусы,  загадки,  дидактические игры, занимательные  задачи, викторины.

Игры и упражнения с шахматами

1. «Собери шахматную доску». Каждому игроку раздается шахматное поле из пустых квадратов, набор квадратов из плотной бумаги темно-коричневого цвета. Участникам предлагается собрать шахматную доску, правильно заполняя черные поля и оставляя белые пустыми. Важно при этом помнить правило, что  в нижнем правом углу должен быть светлый квадрат. Задание можно усложнить, предложив детям правильно разложить цифры и буквы латинского алфавита.

2. «Вертикаль», «Горизонталь», «Диагональ». Детям раздаются математические наборы, включающие в себя различные геометрические фигуры и пустые шахматные поля. Необходимо выложить дорожки из геометрических фигур, указывающие вертикаль, горизонталь, диагональ. Чтобы поддержать интерес игроков, можно предложить использовать вместо геометрических фигур пластиковые фишки или муляжи фруктов или провести игру-соревнование, кто быстрее и правильно расставит фишки.

3. «Найди адрес предмета» Каждому игроку предоставляется карточка с изображением шахматного поля, на котором изображены различные предметы. Задача игрока правильно назвать и записать адрес каждого предмета.

4.«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке прячутся все шахматные фигуры. Игроки по очереди достают одну фигуру и называют ее.

5. «Шахматный теремок». Из деревянной шахматной доски делается «теремок». Следуя сказочному сюжету, сюда, в «теремок», забегают шесть разных шахматных фигур. Задача игроков- рассказать сказку, правильно называя фигуры.

6. «Какая фигура как ходит?» Каждому игроку раздается шахматное поле, набор стрелочек и шахматная фигура. Необходимо на шахматном поле указать стрелочками все возможные ходы фигуры.

7. «Найди пару». На рисунках и в схемах для обозначения фигур вводятся специальные символы. Задача ребенка правильно подобрать пару, то есть верно соотнести  шахматную фигуру и символ, обозначающий её.

8. «Загадки».

Она маленький солдат,

Храбрый и отважный,

Ход в две клеточки она

Делает однажды.   (Пешка)

 

Он наискосок идет,

Только прикажи.

В плен противник попадет,

Вставший на пути. (Слон)

 

Может он ходить и прямо,

И наискосок.

Высоко его оценит

Опытный игрок. (Ферзь)

 

Ходит очень осторожно

На один шажок,

Ненавидит слово “Шах”.

Вот и все, дружок.

(Король)

 

Стою на самом краю,

Путь откроют - пойду.

Только прямо хожу,

Как зовут, не скажу  (Ладья)

Навигация по сайту
Офицальная Россия. Сервер органов государственной власти
Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральный портал "Российское Образование"
Роскомнадзор
Правительство Брянской области
Департамент образования и науки Брянской области
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Официальный Интернет-портал правовой информации
Форма обратной связи close
Здесь Вы можете задать свой вопрос руководителю или любому сотруднику учреждения, написать жалобу или предложение и получить ответ на указанный Вами электронный адрес Ознакомиться с политикой обработки персональных данных в учреждении
verified Обращение успешно отправлено В ближайшее время мы с вами свяжемся